МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [210]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Презентация
Педагогического опыта
«Воспитание экологической культуры
младших школьников средствами флористики»
 
Стаж работы в Центре дополнительного образования детей 17 лет.
Я работаю над этой проблемой в рамках реализации дополнительной образовательной программы эколого – биологической направленности «Юный флорист» с детьми младшего школьного возраста.
В моем объединении занимается более 100 детей в возрасте 7 – 12 лет Содержание программы направлено на достижение главной цели экологического образования и воспитания младших школьников – становление их эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде.
Реализация цели становится возможной при решении следующих задач обучения и воспитания:
1. Развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира Родного края.
2. Воспитание бережного и внимательного отношения к природе средствами художественного творчества.
3. Воспитание общего эстетического и культурного уровня учащихся.
 
В связи с чем возникла необходимость изучения данной проблемы?
В последнее время, встревоженные нарушением равновесия в биосфере, мы все чаще говорим о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе. Поэтому важнейшее значение приобретает ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, предполагающее воспитание и обучение поколения людей, способных к рациональному природопользованию, к гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.
Чтобы понять сущность вопроса, нужно приобрести исходные знания о самой природе Земли. Вся биосфера нашей планеты – суша, водный и воздушный океаны – полна разнообразнейшими живыми существами (микроорганизмы, животные, растения). Со времени своего возникновения она существует в постоянном динамическом равновесии. Люди долгие века видели только множество, не замечая единства этого многообразия, и считали, что биосфера Земли неисчерпаема и использовать ее можно неограниченно. Сейчас сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который более 100 лет назад писал в «Диалектике природы»: «Не будем обольщаться нашими победами над природой. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь – совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значения первых». Теперь, когда наступила вторая и третья очередь последствий наших побед, мы с опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от нее, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию.
Современные дети должны владеть элементарными экологическими знаниями, устанавливать причинно – следственные связи происходящих экологических изменений, влияющих и на их здоровье. В этом актуальность данной проблемы.
Экологическое образование младших школьников обладает рядом особенностей:
1. недостаток знаний по биологии, химии, физике, географии;
2. невысокий уровень мотивации к экологическому образованию.
Занятия флористикой обладают огромным потенциалом в решении задач экологического образования и воспитания. Технология реализации данной идеи такова:
1. НЕДОСТАТОК ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ восполняется следующими путями:
1.1. В программе «Юный флорист» изучение тем запланировано в зависимости от вида используемого природного растительного материала. Так, для изготовления миниатюр и аппликаций применяются такие природные материалы, как овощи, семена, шишки, орехи, листья, опилки, растительный пух, соломка, яичная скорлупа. При этом в начале каждой темы изучается разнообразие видов растений, их отличительные особенности, условия произрастания, значение в природе и жизни человека.
1.2. При заготовке природного материала дети знакомятся со свойствами его как объекта для работы и получают при этом дополнительную информацию.
Так, например, СОЛОМКА имеет волокнистую структуру, что дает возможность при аппликации создать игру света;
имеет различный цвет в зависимости от вида злака и срока созревания (ржаная соломка – золотистая, пшеничная – серебристая); имеет определенную жесткость – ее можно клеить, плести.
ЛИСТЬЯ, обладая богатой цветовой гаммой, меняют окраску – хранить их надо в темноте; теряют влагу и морщатся – сушить их надо под прессом;
имеют различную текстуру – одни можно использовать для изображения воды, неба (листья тополя серебристого, мать-мачехи, малины), другие – для предметов переднего плана.
Обязательно учитываю имеющиеся знания у детей в разных областях.
1.3 Этно педагогическое наследие.
Использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир». Ведь истоки экологической культуры, несомненно, берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В сокровищницу народной мудрости входят ЗАГАДКИ. Это могут быть загадки – вопросы, загадки – задачи, загадки – описания.
А) иносказательно – образно изображают предметы и явления окружающей действительности.
При изучении темы «Семена» дети с удовольствием отгадывают следующие загадки:
В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи у него не горячи.
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
При изучении темы «Овощи»:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке - желтый и соленый.
При изучении темы «Шишки»:
Вот ящик почтовый, в нем писем не счесть.
И в каждом пушистая елочка есть.
Б) Загадки показывают взаимосвязи организмов со средой.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела первый мед принесла
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка может быть оригинальной, неожиданной.
 
Еще одним из элементов народного творчества являются ПРИМЕТЫ.
С давних времен человек замечал периодические изменения в жизни природы и вел наблюдения. Задолго до Христианства появился на Руси народный календарь, по которому землепашцы определяли сроки пахоты, посева, уборки урожая. В народном календаре сочетаются наблюдательность и глубокие знания явлений природы. У природы и у людей разные календари. По приметам можно изучать сезонные изменения природы.
Например, Ранний прилет грачей – к теплой весне;
Длинные сосульки – к долгой весне;
Цветы черемухи цветут – похолодание тут как тут.
Ласточки высоко летают – к хорошей погоде.
В кабинете ежемесячно обновляется стенд «Окно в природу»
1.4 Само содержание флористических композиций, которые дети создают в течение года, отражает жизнь животных и растений в естественной среде обитания. При составлении осеннего пейзажа разбираем, как деревья меняют свой цвет, что остается на полях.
Это еще один путь получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.
2.Для ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ к экологическому образованию средствами флористики имеются следующие возможности:
 2.1.Непосредственное общение с природой. ЭКСКУРСИИ в природу имеют большую познавательную ценность, пробуждают наблюдательность, стремление понять и объяснить суть явлений. Привлекаю внимание к красоте родной природы, богатству красок, форм. Во время экскурсии по заготовке растительного материала разъясняю, что кору можно брать только с упавших деревьев; нет смысла ломать ветки ради сбора листьев, ведь ими покрыта осенью вся земля. При наблюдении за сезонными явлениями обращаю внимание на пение птиц, следы деятельности животных и т.д.
2.2.Воспитание любви к родной природе через стихи известных поэтов о временах года, о растениях и животных.
Такие стихи мы обязательно читаем в ходе изучения тем, по сезонам года, при изготовлении животных, цветов, флористических картин.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю
 По живому букварю.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой,
Обучает жить в труде
И по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
2.3.Учитывая психолого – физиологические особенности детей, использую в своей практике игровую деятельность. При этом игры связаны с тем материалом, который изучается в процессе занятий флористикой. Игры, как подвижные, так и интеллектуальные, насыщены экологическим содержанием.
Например, подвижные игры с мячом –
«Назови животных из Красной книги»,
«Назови лекарственные растения»,
«Подражание повадкам животных».
Интеллектуальные игры: «Звездный час», «Поле чудес», «Своя игра», «Счастливый случай», «Крестики – нолики». Темы игр разнообразны - «Птицы», «Лес», «Связь поведения животных с погодой», «Овощи», «Цветы» и другие.
Кроме того, мы с детьми отгадываем кроссворды, анаграммы.
Еще М.М. Пришвин писал, что природа и человек – это одно целое. Очень важно, чтобы ребята научились любить и ценить природу. И жизнь станет богаче и интереснее. Необходимо, чтобы дети сами научились слышать не только ушами, но и сердцем шорох листьев, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц, чтобы научились любить и жалеть все живое.
На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой воспитания экологической культуры младших школьников. Я вижу, что занятия флористикой развивают у детей наблюдательность, умение образно воспринимать окружающий мир. Постоянные беседы способствуют развитию памяти, речи. Дети обладают определенными знаниями по предмету. Методы и средства, которые я использую, эффективны, они способствуют развитию познавательного интереса детей к изучению природы родного края, воспитывают эстетическое, бережное отношение к природе. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за те зоны, которые рушатся. Дети должны сердцем почувствовать – не сохраним природу – не будет России. Я надеюсь, что мои воспитанники, получив азы экологической культуры, в дальнейшем овладеют знаниями методов познания природы, научаться применять их на практике.
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz