МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [210]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

г. Вятские Поляны

 

 

 

Положительный педагогический опыт работы

на тему:

«Развитие интереса к техническому творчеству  у младших школьников

на занятиях в объединении

Конструирование игрушки «Пчелка».

 

                                                             Автор: 

Педагог дополнительного образования 

 МКОУ ДОД ЦДОД

объединения «Конструирование игрушки»

Коснырева  Вера Владимировна,

педагогический стаж работы 36 лет,

опыт обобщён в 2013 году.

 

г. Вятские Поляны 2013 год.


«Радость труда – могучая воспитательная сила.

                                                  В годы детства каждый ребёнок должен

                                                          глубоко пережить это благородное чувство».  

В. А. Сухомлинский.

Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Занятие техническим творчеством позволяют школьникам лучше познать разнообразный мир техники, способствуют развитию у них технического мышления, смекалки, приобретению трудовых навыков и умений.

Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Поэтому, важной задачей в своей работе считаю формирование интереса   к техническому творчеству у младших школьников, своевременное ориентирование на развитие имеющихся у них  творческих возможностей и способностей.

Условия формирования опыта. Продолжая работу школьной программы по развитию интереса к техническому творчеству, закрепляю и развиваю у детей навыки работы с различными материалами на занятиях в объединении «Конструирование игрушки». Я работаю с младшими школьниками (7 – 11 лет) по модифицированной программе «Конструирование игрушки. Пчёлка», срок обучения - 2 года. Стаж в  качестве педагога дополнительного образования - 20 лет. Программа направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами. Занятия проводятся в кабинете, оснащённом техническими средствами обучения, наглядными средствами (чертежи, схемы, образцы, пособия),  с оборудованным местом для настольных игр и зелёной зоной. За годы работы в объединении мною накоплен богатый учебно – методический комплект: - сценарии интеллектуальных игр, например: «Счастливый случай», «Поле чудес», «Самоделкин в гостях у ребят» и др.;- папки с выкройками, трафаретами.

Теоретическая база опыта. Следует отметить, что в науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения проблемы ориентации младших школьников на техническое творчество. Это нашло отражение в научных исследованиях, теоретических и практических разработках, связанных с детским техническим творчеством: методика технического творчества детей разрабатывалась на основе психологического анализа творческой деятельности. Я, как педагог с многолетним стажем работы, тоже считаю, что при организации работы объединения важен учёт психологических особенностей младшего школьника. Согласно многочисленным исследованиям, посвящённых развитию младших школьников, в этот возрастной период довольно часто встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения поведения. Среди причин такого рода проявлений процесса развития обычно называются трудности, связанные со сменой социальной позиции и социальной ситуации развития, а также трудности овладения собственной учебной деятельностью. Исходя из имеющихся в литературе данных, может сложиться впечатление, что внутренний мир ребёнка на этом этапе развития достаточно прост, в основном благополучен при условии, если ребёнок хорошо учится. И учителя, и родители воспринимают младших школьников, как детей зависимых,  послушных, достаточно предсказуемых в поведении. Если этого не происходит, взрослые раздражаются, стремятся в первую очередь к наказаниям, усилению строгости. Каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями. Я предоставляю каждому кружковцу  «свободу»  средств самореализации. Пример: делает ту поделку, которая ему понравилась. Ребёнок исследует поделку, предлагаю сделать самому, но допускаю вариант упрощения или усложнения задания (по возможностям). С  2010 года  мною проводятся занятия  с группой мальчиков и с группой девочек. Поэтому при проектировании процесса обучения  учитываю их интересы и особенности.  Использую  два тематических плана работы: для мальчиков - больше тематики с макетированием и конструированием транспорта и техники; для девочек - по бисеру и работ с нитками. Программные темы подобраны так, чтобы поддерживать интерес к занятиям у всех детей. Большинство предлагаемых поделок рассчитано на одно занятие. Младшие школьники импульсивны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той же поделкой. Незавершённую работу кружковцы могут доделать дома или продолжить её на следующем занятии.

Технология опыта. Успех в достижении цели  технического образования кружковцев – развитие интереса к технике – во многом зависит от оптимальности использования различных методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности на занятиях объединения. В основе работы нашего объединения лежит практическая деятельность. Формы работы различны. Одна из форм кружковых занятий – ЭКСКУРСИИ.  Все изобретения человека тесно связаны с природой. Я большое внимание уделяю наблюдениям в  природе. Занятия в техническом  объединении благотворно влияют на повышение интереса к изучению природы. Занятия и методы обучения, применяемые мною, подводят  кружковцев к открытиям. Широкое применение сравнений и занимательных аналогий, например, при изучении подъёмной силы крыла самолёта приводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы. Во время проведения экскурсий обращаю внимание обучающихся на свойства явлений, обуславливающих эти свойства:  - Почему вертушка вертится? - Почему самолёт пикирует? В течение года провожу не менее 8 экскурсий - в музеи, на предприятия города, в природу. Считаю, прежде чем что - то делать руками, ребёнок должен понаблюдать, потрогать, пощупать, разглядеть. Перед поделкой коня из консервной банки идём на конюшню понаблюдать за лошадьми; изготовляя мышек из вербы - в природный уголок нашего Центра, чтобы зарядиться радостью общения с хомячками. Кружковцы  активно принимает участие в ежегодных городских  экологических субботниках.

В комплексе содержательных и организационных мер особое место целесообразно отвести БЕСЕДЕ, ибо «воспитание, - по словам  В.А.Сухомлинского, -  это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребёнка, облегчающее формирование нравственной позиции ребёнка в его отношениях с окружающим миром». В становлении личной позиции кружковцу во многом помогает доверительная обстановка беседы со своими мыслями, чувствами, выводами. Моя тематика бесед различна:  «Всё о бумаге и картоне», «Природа полна волшебных тайн», «Искусство вышивки бисером», «Удивительные превращения бросового материала».

Значительное место на занятиях с младшими школьниками я уделяю различным ИГРАМ и соревнованиям (в том числе и с построенными моделями: соревнования на дальность полёта бумажной модели самолёта, на быстроту прыгающей лягушки из бумаги и т.п.) Бывает и так: испытав модель в действии, участник соревнований переделывает модель по – своему. Игрушка с переделками становится предметом обсуждения с кружковцами. Так работа, вначале репродуктивного характера, стала творческой. Я придумала новую игру «Пароль», чтобы расширить кругозор детей, закрепить знания окружающего мира. Перед заходом в кабинет, дети называют «пароль» - ключевое слово. Тематика разнообразна:  марки машин, транспорт и т.п. Модернизируя известные игры, изобретая новые, я понимаю, что это интересно детям! Большую роль в своих занятиях отвожу обобщающим занятиям, цель которых систематизация и закрепление знаний учащихся. Обобщение материала даёт мне возможность шире использовать разнообразный дидактический материал, а так же игровые моменты, например, после прохождения темы «Игрушки из бисера» провожу игру «Поле чудес». На занятиях дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать простейшие макеты самолётов, ракет, автомобилей. В процессе конструирования не ставлю жёстких требований обязательно следовать техническому рисунку, наталкиваю детей самостоятельно думать, вносить в поделку что - то своё. На занятиях я создаю комфортную обстановку, располагающую к общению, доверительности и постоянно создаю ситуацию успеха, поощряю за оказанную помощь, хвалю за аккуратность, за бережное отношение к инструментам, за экономию материалов. Все виды занятий строю так, чтобы они были увлекательными. Мой девиз: «Сделай занятие  ярким, запоминающимся и максимально реализуй запрос ребёнка»!

Мною реализуются воспитательные задачи:

-воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости, умения доводить начатое дело до конца;

- воспитание дружеских взаимоотношений, оказание помощи товарищу, коллективизма; - воспитание уважения к труду взрослых.

Систематически веду воспитательную работу с теми детьми,  у которых уровень мотивации средний или низкий, так как настоящий процесс творчества невозможно представить без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируется фантазия и изобретательность. Игрушки и поделки используются в играх, инсценировках, оформлении уголка, подарены к празднику. Ребёнок радуется, что сделанная собственными руками игрушка действует – кораблик плывёт в ручейке, парашют спускается на землю, самолётик взлетает ввысь. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка.

В нашем объединении тесная связь с родителями. Родители активно посещают наши  выставки, присутствуют на занятиях, помогают мне в приобретении материалов, благодарят за интересные игрушки.

Результативность. «…Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский. Изучая мир техники, окружающих предметов, учащиеся становятся активнее в учении, более эмоциональными, более любознательными, получают прочные навыки работы с книгой, учатся аргументировать, доказывать.  У детей появляется интерес к чтению литературы, желание  использовать полученные знания на уроках в школе. Наши кружковцы более подготовлены к изучению  предметов черчения, физики, урокам технологии. Учителя школ отмечают, что занимаясь в объединении, дети стали более собранными, активными на уроках, у детей развита мелкая моторика. Работа детей в объединении «Конструирование игрушки» -  хорошая подготовка для последующих занятий в объединениях технической направленности уже в подростковом  и юношеском возрасте. Многие мои кружковцы, став старше, посещают  объединения «Радиотехника», «Картинг», «Резьба по дереву». Творческое начало заложено в каждом ребёнке и важно искать способы раскрытия. Вера в успех у детей приносит реальные плоды. Мои воспитанники являются победителями и призёрами городских, областных  и межрегиональных выставок (Саттаров Рамиль – Диплом 3 степени, в номинации «Бисероплетение», в областной итоговой выставке (г. Киров), Зязев Всеволод – Диплом 1 степени, в номинации «Работы из дерева», в межрегиональной выставке «Вятские мастера - 2013»).  Работая над конкретной методической проблемой, я стараюсь добиваться положительных результатов, решаю важную педагогическую задачу:  у кружковцев младшего школьного возраста пробуждаю интерес к техническому творчеству и желание реализовывать свои  замыслы на практике. Дети подрастут и не раз вспомнят свои первые трудовые шаги в «Пчёлке», которые стали для них смыслом всей  жизни!

 


 

Литература:

1. «Внеурочная работа по технике и труду» В. В.Колотилов  Киров Волго – Вятское книжное издательство 1989

2. «Внешкольная работа по труду» А. М. Гукасова  Москва «Просвещение» 1981г.

3. «Дети – это сосуды, данные нам на хранение» О.М.Беккер  журнал «Дополнительное образование»11/2005

4.«Развитие дополнительного образования детей в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты в системе образования Новосибирской области» Е.Ю. Плетнёва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz