Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ |
|
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр дополнительного образования детей г. Вятские Поляны
Положительный педагогический опыт работы на тему: «Развитие интереса к техническому творчеству у младших школьников на занятиях в объединении Конструирование игрушки «Пчелка».
Автор:
г. Вятские Поляны 2013 год. «Радость труда –
могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребёнок должен
глубоко пережить это благородное
чувство». В. А. Сухомлинский. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Занятие техническим творчеством позволяют школьникам лучше познать разнообразный мир техники, способствуют развитию у них технического мышления, смекалки, приобретению трудовых навыков и умений. Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Поэтому, важной задачей в своей работе считаю формирование интереса к техническому творчеству у младших школьников, своевременное ориентирование на развитие имеющихся у них творческих возможностей и способностей. Условия формирования опыта. Продолжая работу школьной программы по развитию интереса к техническому творчеству, закрепляю и развиваю у детей навыки работы с различными материалами на занятиях в объединении «Конструирование игрушки». Я работаю с младшими школьниками (7 – 11 лет) по модифицированной программе «Конструирование игрушки. Пчёлка», срок обучения - 2 года. Стаж в качестве педагога дополнительного образования - 20 лет. Программа направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами. Занятия проводятся в кабинете, оснащённом техническими средствами обучения, наглядными средствами (чертежи, схемы, образцы, пособия), с оборудованным местом для настольных игр и зелёной зоной. За годы работы в объединении мною накоплен богатый учебно – методический комплект: - сценарии интеллектуальных игр, например: «Счастливый случай», «Поле чудес», «Самоделкин в гостях у ребят» и др.;- папки с выкройками, трафаретами. Теоретическая база опыта. Следует отметить, что в науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения проблемы ориентации младших школьников на техническое творчество. Это нашло отражение в научных исследованиях, теоретических и практических разработках, связанных с детским техническим творчеством: методика технического творчества детей разрабатывалась на основе психологического анализа творческой деятельности. Я, как педагог с многолетним стажем работы, тоже считаю, что при организации работы объединения важен учёт психологических особенностей младшего школьника. Согласно многочисленным исследованиям, посвящённых развитию младших школьников, в этот возрастной период довольно часто встречаются психологические трудности, эмоциональные проблемы, нарушения поведения. Среди причин такого рода проявлений процесса развития обычно называются трудности, связанные со сменой социальной позиции и социальной ситуации развития, а также трудности овладения собственной учебной деятельностью. Исходя из имеющихся в литературе данных, может сложиться впечатление, что внутренний мир ребёнка на этом этапе развития достаточно прост, в основном благополучен при условии, если ребёнок хорошо учится. И учителя, и родители воспринимают младших школьников, как детей зависимых, послушных, достаточно предсказуемых в поведении. Если этого не происходит, взрослые раздражаются, стремятся в первую очередь к наказаниям, усилению строгости. Каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями. Я предоставляю каждому кружковцу «свободу» средств самореализации. Пример: делает ту поделку, которая ему понравилась. Ребёнок исследует поделку, предлагаю сделать самому, но допускаю вариант упрощения или усложнения задания (по возможностям). С 2010 года мною проводятся занятия с группой мальчиков и с группой девочек. Поэтому при проектировании процесса обучения учитываю их интересы и особенности. Использую два тематических плана работы: для мальчиков - больше тематики с макетированием и конструированием транспорта и техники; для девочек - по бисеру и работ с нитками. Программные темы подобраны так, чтобы поддерживать интерес к занятиям у всех детей. Большинство предлагаемых поделок рассчитано на одно занятие. Младшие школьники импульсивны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той же поделкой. Незавершённую работу кружковцы могут доделать дома или продолжить её на следующем занятии. Технология опыта. Успех в достижении цели технического образования кружковцев – развитие интереса к технике – во многом зависит от оптимальности использования различных методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности на занятиях объединения. В основе работы нашего объединения лежит практическая деятельность. Формы работы различны. Одна из форм кружковых занятий – ЭКСКУРСИИ. Все изобретения человека тесно связаны с природой. Я большое внимание уделяю наблюдениям в природе. Занятия в техническом объединении благотворно влияют на повышение интереса к изучению природы. Занятия и методы обучения, применяемые мною, подводят кружковцев к открытиям. Широкое применение сравнений и занимательных аналогий, например, при изучении подъёмной силы крыла самолёта приводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы. Во время проведения экскурсий обращаю внимание обучающихся на свойства явлений, обуславливающих эти свойства: - Почему вертушка вертится? - Почему самолёт пикирует? В течение года провожу не менее 8 экскурсий - в музеи, на предприятия города, в природу. Считаю, прежде чем что - то делать руками, ребёнок должен понаблюдать, потрогать, пощупать, разглядеть. Перед поделкой коня из консервной банки идём на конюшню понаблюдать за лошадьми; изготовляя мышек из вербы - в природный уголок нашего Центра, чтобы зарядиться радостью общения с хомячками. Кружковцы активно принимает участие в ежегодных городских экологических субботниках. В комплексе содержательных и
организационных мер особое место целесообразно отвести БЕСЕДЕ, ибо «воспитание, - по словам
В.А.Сухомлинского, - это, прежде
всего, постоянное духовное общение учителя и ребёнка, облегчающее формирование
нравственной позиции ребёнка в его отношениях с окружающим миром». В
становлении личной позиции кружковцу во многом помогает доверительная
обстановка беседы со своими мыслями, чувствами, выводами. Моя тематика бесед
различна: «Всё о бумаге и картоне»,
«Природа полна волшебных тайн», «Искусство вышивки бисером», «Удивительные
превращения бросового материала». Значительное место на занятиях с младшими школьниками я уделяю различным ИГРАМ и соревнованиям (в том числе и с построенными моделями: соревнования на дальность полёта бумажной модели самолёта, на быстроту прыгающей лягушки из бумаги и т.п.) Бывает и так: испытав модель в действии, участник соревнований переделывает модель по – своему. Игрушка с переделками становится предметом обсуждения с кружковцами. Так работа, вначале репродуктивного характера, стала творческой. Я придумала новую игру «Пароль», чтобы расширить кругозор детей, закрепить знания окружающего мира. Перед заходом в кабинет, дети называют «пароль» - ключевое слово. Тематика разнообразна: марки машин, транспорт и т.п. Модернизируя известные игры, изобретая новые, я понимаю, что это интересно детям! Большую роль в своих занятиях отвожу обобщающим занятиям, цель которых систематизация и закрепление знаний учащихся. Обобщение материала даёт мне возможность шире использовать разнообразный дидактический материал, а так же игровые моменты, например, после прохождения темы «Игрушки из бисера» провожу игру «Поле чудес». На занятиях дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать простейшие макеты самолётов, ракет, автомобилей. В процессе конструирования не ставлю жёстких требований обязательно следовать техническому рисунку, наталкиваю детей самостоятельно думать, вносить в поделку что - то своё. На занятиях я создаю комфортную обстановку, располагающую к общению, доверительности и постоянно создаю ситуацию успеха, поощряю за оказанную помощь, хвалю за аккуратность, за бережное отношение к инструментам, за экономию материалов. Все виды занятий строю так, чтобы они были увлекательными. Мой девиз: «Сделай занятие ярким, запоминающимся и максимально реализуй запрос ребёнка»! Мною
реализуются воспитательные задачи: -воспитание
внимания, аккуратности, целеустремлённости, умения доводить начатое дело до
конца; - воспитание
дружеских взаимоотношений, оказание помощи товарищу, коллективизма; - воспитание
уважения к труду взрослых. Систематически веду воспитательную работу с теми детьми, у которых уровень мотивации средний или низкий, так как настоящий процесс творчества невозможно представить без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируется фантазия и изобретательность. Игрушки и поделки используются в играх, инсценировках, оформлении уголка, подарены к празднику. Ребёнок радуется, что сделанная собственными руками игрушка действует – кораблик плывёт в ручейке, парашют спускается на землю, самолётик взлетает ввысь. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка. В нашем объединении тесная связь с родителями. Родители активно посещают наши выставки, присутствуют на занятиях, помогают мне в приобретении материалов, благодарят за интересные игрушки. Результативность. «…Чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский. Изучая мир
техники, окружающих предметов, учащиеся становятся активнее в учении, более
эмоциональными, более любознательными, получают прочные навыки работы с книгой,
учатся аргументировать, доказывать. У
детей появляется интерес к чтению литературы, желание использовать полученные знания на уроках в
школе. Наши
кружковцы более подготовлены к изучению предметов черчения, физики, урокам технологии.
Учителя школ отмечают, что занимаясь в
объединении, дети стали более собранными, активными на уроках, у детей развита
мелкая моторика. Работа детей в объединении «Конструирование игрушки» - хорошая подготовка для последующих занятий в
объединениях технической направленности уже в подростковом и юношеском возрасте. Многие мои кружковцы,
став старше, посещают объединения
«Радиотехника», «Картинг», «Резьба по дереву». Творческое начало заложено в
каждом ребёнке и важно искать способы раскрытия. Вера в успех у детей приносит
реальные плоды. Мои воспитанники являются победителями и призёрами городских,
областных и межрегиональных выставок (Саттаров
Рамиль – Диплом 3 степени, в номинации «Бисероплетение», в областной итоговой
выставке (г. Киров), Зязев Всеволод – Диплом 1 степени, в номинации «Работы из
дерева», в межрегиональной выставке «Вятские мастера - 2013»).
Работая над конкретной методической проблемой, я стараюсь добиваться
положительных результатов, решаю важную педагогическую задачу: у кружковцев младшего школьного возраста пробуждаю
интерес к техническому творчеству и желание реализовывать свои замыслы на практике. Дети подрастут и не раз
вспомнят свои первые трудовые шаги в «Пчёлке», которые стали для них смыслом
всей жизни!
Литература: 1. «Внеурочная работа по технике и труду» В. В.Колотилов Киров Волго – Вятское книжное издательство
1989 2. «Внешкольная работа по труду» А. М. Гукасова Москва «Просвещение» 1981г. 3. «Дети – это сосуды, данные нам на хранение» О.М.Беккер журнал «Дополнительное образование»11/2005 4.«Развитие дополнительного образования детей в условиях
перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты в системе
образования Новосибирской области» Е.Ю. Плетнёва.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сайт создан в системе uCoz |