МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [112]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Спутник информер
Гос услуги

Педагог дополнительного образования
Головизнина Марина Ивановна


 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие творческой одаренности детей посредством участия в проектно-исследовательской деятельности»

 

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку творчески одаренных и талантливых детей.

Основная цель образовательной программы, по которой работаю я уже в течение 10-ти лет  – развитие творческих способностей детей через приобщение к одному из видов декоративно-прикладного искусства – лоскутному шитью.

Буквально 2 слова о самой программе: она модифицированная, разработана мною с учетом содержания Типовых программ и учебников общеобразовательных учреждений по технологии для 5-6 классов, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов; рассчитана  на три года обучения (216 часов) и направлена  на обучение детей 10 – 13 лет.

Согласно новым ФГОС,  на первый план выходят определённые требования по развитию личности ребёнка полноценно развитой, активно мыслящей,высоконравственной. В этой связи проблема развития  интеллектуально-творческого потенциала одарённых детей представляется весьма актуальной.

В соответствии с определением, даннымВ.С.Юркевич, заведующей лабораторией «Образовательные стратегии развития одаренности» Московского городского психолого-педагогического университета,одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для одарённых  детей главное – обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью критериев одарённости:

  • решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
  • в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
  • общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;
  • речь ребенка отличается повышенной выразительностью.

Для выявления творческих способностей, психологических особенностей в своём объединении я применяю следующие формы и методы:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • моделирование творческой ситуации;

Например, в этом учебном году я предложила детям сделать совместную работу по созданию панно с игольницами, основу панно шью я, а игольницы шьют девочки, согласилось 8 человек, вместе мы придумали тему, рисовали эскиз, выбрали вид ткани, определились с размером панно, придумали  игольницы в виде черепашек и вот что у нас получилось:

  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

Ежегодно мои воспитанницы принимают участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях по декоративно-прикладному творчеству разных уровней и достигают хороших результатов. В этом году мы вышли на новую для нас ступень всероссийский уровень через интернет ресурсы и ждём результатов.

  • специальные психодиагностические тесты,организация различных интеллектуальных и предметных викторин, творческих конкурсов, выставок, смотров и т.п.;

Мною накоплен целый комплекс психодиагностических и учебных тестов, различных конкурсов и викторин, сценок по ролям, детямнравится принимать участие во всём, что я им предложу, потому что всё происходит не навязчиво, в игровой форме и в процессе наблюдения за ними я делаю выводы об их способностях.

  • включение детей в специальные игровые,интеллектуальныеи предметно-ориентированные занятия;

Например, в январе этого года отделением ГИБДД «Вятскополянский» нашему объединению  было предложено поучаствовать в профилактической акции «Засветись», придумать и пришить светоотражающие аппликации на одежду и продемонстрировать её в Центре национальных культур «ЭтноМир», 11 девочек с огромным удовольствием приняли участие в этом мероприятии и получили море позитива от процесса демонстрации одежды и были отмечены благодарственными письмами и памятными подарками.

В рамках своего объединения я выделила следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  • методы дифференциации и индивидуализации;
  • система творческих конкурсов, фестивалей;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества.

С появлением новых государственных образовательных стандартов возникла необходимость индивидуального подхода к обучению  и развитию одарённости детей в системе дополнительного образования, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) (Схема «Универсальные учебные действия»).

Я решила в своей работе с одарёнными детьми выбратьприоритетным метод проектно-исследовательской деятельности, так как убеждена, что это дает возможность воспитаннику формировать познавательные универсальные учебные действия в процессе поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний и умений.

Проектно - исследовательская деятельность – это кропотливый, трудный, но очень познавательный и интересный  вид деятельности, как для педагога, так и для обучающегося. Этот процесс надо рассматривать не как процесс передачи информации  от педагога к обучающемуся, а как совместную деятельность, где  каждому отведена своя роль.

Ежегодно в моем объединении «Лоскутное шитьё» обучается примерно 40 детей разного возраста, уровня подготовки и индивидуальных способностей,  по моим наблюдениям из них творчески одарённых встречается не более 3 воспитанниц в год. Учебный план программы «Лоскутное шитьё» третьего года обучения включает в себя раздел «Проектная деятельность» и рассчитан на 36 часов

обучения, остальное время воспитанник занимается проектом самостоятельно.

Наиболее яркие результаты достигнуты с воспитанницей Ершовой Анной.

Онаявляется воспитанницей 4-го года обучения, и уже с первых занятий проявила себя как старательная, трудолюбивая, ответственная  воспитанница.

По окончании первого года обученияпроведённый мною мониторинг показал, что Анна обладает творческими способностями, которые нужно развивать.

Первый проект «Подарок учителю» (2011 год) создавался в сотрудничестве с учителем технологии гимназииЕршовой Татьяной Васильевной.Целью проекта являлась разработка и изготовление цветочного дерева в технике лоскутного шитья выполненного своими руками в подарок первой учительнице, т.к. Анна заканчивала 4 класс.

Конечно, ребёнку 10 лет было трудно работать с компьютером, поэтому, помимо основной работы над изделием, пришлось,помогать ей,осваиватьтакие программы как «MicrosoftOfficeWord»  - для создания текста портфолио, «MicrosoftPowerPoint» - для создания слайдовой презентации. Гораздо легче ей далась практическая работа – изготовление самой поделки.

Следующий проект «Новогодняя ёлочка» мы решили делать самостоятельно, без помощи учителя технологии (2012 год).

Целью проекта являлась разработка и изготовление символа нового года - новогодней ёлочки, но в необычной, японской  технике цумами-канзаши.

Учебно-тематический план второго года обучения предполагает изучение темы «Цветы из ткани», и Аня  с удовольствием познавала  совершенно новую для неё технику цумами-канзаши, делала цветы… Девочке так  понравилась эта техника, что в приближении Нового года она предложила  сделать новогодний сувенир в этой технике. И мы сели за проект!  Обращаю ваше внимание на то, что если в первом случае мотивацией для ребёнка было просто сделать подарок учителю, то в этом проекте был интерес по дальнейшему изучению новой японскойтехникицумами-канзаши, её истории и технологии изготовления элементов.

Проект «Пасхальный сувенир» (2013  год) вновьсоздавалсяв  сотрудничестве с учителем технологиигимназии, на этот раз –Климковой Светланой Леонидовной.Целью проекта являлась разработка и изготовление пасхальной композиции, состоящей из: корзинки, уточки и пасхальных яиц в технике лоскутного шитья. Признаться, работа над этим проектом пошла «наоборот», т.е. вначале была изготовлена поделка, а затем было решено сделать (точнее, оставалось прописать) по ней сам проект.  Он отличается от остальных тем, что в нём затронуты народные традиции празднования Пасхи на Руси.

Вот послушайте, как Анна в своём проекте рекламирует своё изделие:

На Руси обрядов много,
Пасха это праздник Бога.

И с утра под колокольный звон.

Семьёй мы соберёмся за столом,

А украшением семейного стола

Конечно, будет эта красота.

Корзинка с символами Пасхи на столе

Поднимет настроенье всей моей родне!

Конечно же, духовно-нравственные качества личности развиваются очень хорошо, если затрагивается история и традиции народа, возвращение к своим истокам…

Овладение проектной технологией даёт способность к саморазвитию и самосовершенствованию, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

На примере результатов организации работы над проектами, можно проследить стабильность высоких результатов (это отраженно на слайде в виде диаграммы):

Проект «Подарок учителю» был оценен на городском конкурсе исследовательских и проектных работ младших школьников «Я – исследователь» и занял второе место в 2011 году.

Проект «Новогодняя ёлочка»был награждён дипломом первой степени в межрегиональном конкурсе детских проектов в рамках выставки-конкурса  «Вятские Мастера» в 2012 году.

В  2013 году Анна стала победителем олимпиады по технологии среди седьмых классов с проектом «Пасхальный сувенир», а в 2014 г.вновь  подала заявку на участие в межрегиональной выставке «Вятские мастера» в номинации «Детский проект».

В нашем Центре и внутри моего объединения «Лоскутное шитьё» разработана система стимулирования творчески одаренных детей:

  • проведение выставок достижений воспитанников.
  • вручение грамот и сертификатов (по итогам участия в конкурсах, фестивалях, выставках)
  • участие в городском слёте одарённых детей
  • информационные стенды в кабинете, где отражаются все результаты участия воспитанников в конкурсах, фотографии их работ.

Благодаря своим творческим успехам и высоким результатам Ершова Анна два раза участвовала в слёте одарённых детей, который проводится в нашем городев течение ряда лет под патронажем мэра города. Её имя (вместе с именем ещё одной моей воспитанницы  Анисимовой Анастасии) занесенов книгу  «Город звёзд»,изданнуюв 2013 году  управлением образования администрации города.

Результатом представленного опыта считаю:

  • обучение детей в объединении соответствует новым требованиям государственных образовательных стандартов;
  • наличие хорошего стабильного результатапроектной деятельности;
  • возможность презентовать коллегам свой опытпо применению проектной технологии, форм и методов выявления и обученияодаренных и талантливых детей;
  • наличие творчески одаренных воспитанников.

Для обучающихся результатом проектной деятельности является:

  • изучение и совершенствование основ проектной деятельности;
  • способность к развитию самостоятельностивсех сфер личности;
  • умение планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с разными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям;
  • развитие творческой одарённости;
  • формирование УУД.

Таким образом, представленный мною опыт «Развитие творческой одаренности детей посредством участия в проектно-исследовательской деятельности» является результатом моейработы над проектами и исследований по развитию детской одарённости. Он может быть интересен педагогам дополнительного образования, учителям технологии общеобразовательных школ.

В заключение хочу призвать педагогов дополнительного образования к смелому использованию проектных технологий в работе с воспитанниками детских объединений. Грамотное, ненавязчивое управление этой работой и совместная деятельность, поможет развить творческую одарённость обучающихся и поднять их познавательную активность еще на одну ступеньку вверх.

 

 

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018
Сайт создан в системе uCoz