МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [96]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Спутник информер
Педагог дополнительного образования
Негай Светлана Андреевна

«Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности».

В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров.   Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов.  А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.  
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются   в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского…
Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира,  формирование  художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию  заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах. 
Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В своем  опыте  я предлагаю пути решения следующей проблемы:
- формирование эстетического отношения к природе, современного  экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности      
через  умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.
Целенаправленная, системная  работа по формированию эстетического отношения детей к природе посредством изодеятельности  ведется мною в течение шести лет. Эту идею я заложила в разработанную мною модифицированную образовательную программу «Изобразительное искусство и мир природы» для воспитанников 7-11 лет, использовав при этом некоторые идеи и разделы  авторских программ  А.В Шестаковой «Росток» и  Компанцева  Л.В. «Поэтический образ  природы в детском рисунке». 
Работу осуществляю по 2-м направлениям:
1-е развитие основ художественного  восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями  которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.
2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Вся программа направлена на развитие   способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы. Способствует нравственно-эстетическому воспитанию путем приобщения к истории и традициям родного края. Большое внимание в программе уделяется пейзажной живописи, этот раздел программы называется «Мы и мир вокруг нас».
Занятия рисованием учат видеть прекрасное  в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи. Знакомлю своих учеников с произведениями великих художников-пейзажистов: Шишкина И.И., Васнецова В. М., Репина И. В., Левитана И. И. и других; рассматриваем репродукции картин из Третьяковской Государственной Галереи, Эрмитажа, знаменитых музеев мира …
Я заметила, что общение  детей с природой обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными.  
НОВИЗНА моего педагогического опыта  в том, что  занятия проходят через общение  с живой природой.  Это великолепное условие, где ребёнок получает эмоциональную отдушину, знания, а главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…..»
Для развития эстетического вкуса я учу детей пристально вглядываться  в окружающий мир и уметь видеть красоту в обыкновенном. С этой целью мы выходим на экскурсии в природу. Рассматриваем деревья кустарники, садовые и полевые цветы. Я учу ребят наслаждаться запахом цветущих  трав, красотой цветка, пейзажем родных мест. 
На экскурсиях обращаю внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.
Зачастую ребята приходят ко мне на занятия со стандартным мышлением, что рисовать нужно солнце – желтое, небо – голубое, а трава – зеленая. Я обучаю детей пользоваться палитрой, создавать различные оттенки цветов,  и все это с помощью наблюдений в природе. 
 Хочу рассказать, как это происходит, на фрагменте  одного занятия.
 «Какого цвета снег?». Когда задаешь такой вопрос  моим новичкам, все с уверенностью отвечают: «Снег белый и рисовать его просто, взяв белую краску ….».
- «Подождите» ,говорю я, «Сейчас мы проведем небольшой опыт…»- все заинтересованно смотрят . Я беру белую чашку и спрашиваю –«Какого цвета чашка?» .Все уверенно отвечают –«Белая». Тогда я ставлю белую чашку возле синий занавески и около чашки кладу  желтый лимон.
 – «А теперь какого цвета чашка?» - «Белая» - продолжают настаивать дети.- «А давайте посмотрим внимательно! Бочок, который ближе к синей занавеске - синий, и даже немного лиловый, а с того бока, где лежит лимон желтое пятно. Правильно я говорю?» - «Правильно.» – удивляются дети.  
- «Художник должен быть очень наблюдательным.»  
- А снег? – спрашиваю я. 
И дети размышляют: Если день пасмурный, то снег серый, коричневый. Если солнце, то желтый, голубой,  фиолетовый, сверкает на солнце, как бут-то серебро.
Мы с ребятами идем на экскурсию в парк.  Учу детей любоваться яркими красками неба, сверкающим снегом.    Вместе вспоминаем, что еще Александр Сергеевич Пушкин писал: «… Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце снег лежит…»… Обращаю внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, «Зимний лес, что шапкой принакрылся чудной. И заснул под нею крепко, непробудно»… 
Я придаю большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни.  Заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт.
Часто провожу с детьми словесные игры, например, даю задания: опишите снег с помощью глаголов  или прилагательных.  Дети наперебой отвечают: - «Снег сверкает, искрится, переливается всеми цветами радуги». Или: снег «голубой, пушистый, легкий, воздушный» и т.д. При этом у них развивается внимание, наблюдательность, эстетическое отношение к окружающей их природе.
После наблюдения, например, зимнего парка я обучаю детей смешивать на палитре цвета, чтобы снег на картине переливался на солнце фиолетовым, розовым, голубым,  желтым цветом. Показываю технологию смешивания красок,  цвета получаются мягкие, выдержанные в одном колорите. При рисовании использую нетрадиционные техники. Снег можно рисовать «тычком», тогда он получится пушистый, или мазками. Я показываю на мольберте разные приемы рисования. Затем рисуется голубое небо, а можно и розовое или как при закате использовать алые, фиолетовые, синие, желтые  цвета. Такое небо мы рисовали на занятии «Какие они, вечерние закаты?», используя нетрадиционную технику -рисунок по сырому. Дети сами выбирают как изобразить небо.  Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение. 
Очень часто предлагаю детям сочинить сказку по своему рисунку. Они с удовольствием придумывают  и рассказывают  свои сказочные истории.  При этом  развивается мышление, речь, творческие способности. 
Из детских работ оформляем выставки. При работе с детьми я  поддерживаю в них стремление к красоте и делаю акцент на яркости красок, нарядности рисунка. Благодаря этому дети пребывают в мире волшебной сказки, что положительно влияет на восприятие окружающего мира. Работы моих детей всегда яркие, жизнерадостные,  дающие окружающим особое настроение. 
На занятиях мы не только созерцаем, создаем и общаемся, но  и  активно принимаем участие в мероприятиях, посвященных защите природы:
Сотрудничаем  с объединением «Юный эколог» в проведении экологических мероприятий, каждый год участвуем в «Природоохранной  операции «Берегите природу». Участвуем в акции «Чистая земля». 
Стараюсь приобщить воспитанников  к истории и традициям родного края. Часто посещаем  исторический музей , выставки картин местных художников, знакомимся с изделиями народных промыслов, с историей и культурой своего народа. 
Активно участвуем в мероприятиях, организуемых сотрудниками детской библиотеки.  В прошлом году организовали  выставку рисунков   на тему  «Природа нашего края».
У моих воспитанников появляется желание наблюдать и создавать в природе. Дети, посещающие мое объединение, глядят на мир уже другими глазами.   Приходя на занятия, рассказывают, какие красивые, живописные картины они наблюдали по дороге: ветка рябины под только что выпавшим снегом, снегирь с красной грудкой на ярко-зеленой ветке ели.
И еще хочется сказать о морально нравственной атмосфере на моих занятиях. Здесь всегда царит атмосфера добра, понимания и справедливости. Об эффективности моей работы можно судить по высокой посещаемости детей моих занятий, и по освоению программы в полном объеме.  Я своих художников люблю, горжусь ими и радуюсь их успехам.
От занятия к занятию я наблюдаю, как  у моих учеников   развиваются творческие способности. Например,  Юля (2 год обучения), пришла очень скромным ребенком, имеющим лишь одно желание рисовать, но с каждым занятием совершенствовала свое мастерство, появлялась уверенность линий. Сейчас Юля – человек с  чувством  собственного достоинства и верой в свои творческие силы. Она стала призером (заняла 2 место)  областного конкурса «Подрост» в номинации «Образы земли» г. Киров и призером Международного конкурса «Artkinder» город Москва (2013). В качестве поощрения была приглашена на Елку, которая проводится под патронажем мэра нашего города. 


В 2012г призером Международного конкурса «Artkinder»- Наумова Ксюша.
Каждый год мои воспитанники занимают призовые места в межрегиональном  конкурсе «Вятские мастера». 2011-диплом 3 степени; 2012год-диплом 2степени; 2013год-диплом 2степени.
Мои воспитанницы занесены в книгу «Город звезд- 2013»  и награждены ценными подарками мэром города.
 Ежегодно занимаем 1и 2 места  в городских конкурсах «Образы  земли» и «Лес в творчестве юных». В этом году 2 первых места. 
Я надеюсь, что помогаю каждому ребенку пробудить тягу к красоте природы, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло. 

                        

 Автор:

Негай Светлана Андреевна,

педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД Центра дополнительного образования детей

города Вятские Поляны Кировской области

педагогический опыт Негай С.А.

Скачать с сервера (52.0Kb) ]

В кружок наш «Радуга» дети ходят с радостью.

Сегодня рисуем арбуз. Интересно, какой он на вкус?

Сочный,красный, спелый или не дозрелый?

Как закончим рисовать будем его пробовать.

Художники стараются,  им натура нравится.

Вот и сделана работа всем поесть арбуз охота.

Мы за стол кружочком сели.

И арбуз наш  дружно ели.

Он оказался сладки, сочным.

Мы доели его срочно!

Нет арбуза на столе.

Лишь рисунки на листе.

 Красками переливаются,

На них арбуз наш улыбается.

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018
Сайт создан в системе uCoz