МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [151]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Спутник информер
Гос услуги
Телефон доверия
Педагог дополнительного образования
Пономарева Вера Васильевна
 
 
 
 
 
 
 
«Опыт проектирования

дополнительной общеобразовательной программы»

 

Малькова О.Л., заместитель директора по УМР,

педагог дополнительного образования

Пономарева В.В., педагог дополнительного образования

 

В условиях современных требований к системе дополнительного образования детей, повышения качества образовательного процесса возрастает значимость решения проблемы программного обеспечения. Считаем, что педагог дополнительного образования, стремящийся работать в новых условиях, с учетом новых подходов и технологий, запросов родителей, детей, не может работать по старым программам. Однако процесс проектирования образовательной программы зачастую вызывает у педагогов определенные сложности. Возникает ряд  вопросов, связанных с соответствием имеющихся программ современным требованиям, закрепленным целым рядом нормативных документов. Представленный  опыт безусловно актуален и может помочь педагогу-практику пересмотреть реализуемые им программы.

Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно. Наш алгоритм был таков.

Прежде всего, серьезно проработали нормативные документы. Конечно же, работу над программой начинали не «с нуля» - много лет успешно реализовывалась модифицированная дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности «Юный флорист»,  разработанная еще в 2003году.  Но следовало пересмотреть статус программы, т.к. на сегодня определен новый регламент дополнительных образовательных программ – они стали подразделяться на общеразвивающие и предпрофильные. Определили: общеобразовательная программа «Юный флорист» носит общеразвивающий характер. Следующий шаг – направленность программы. На сегодня определены лишь 6 направленностей  программ вместо бывших 11  (приказ МОиН РФ от 29.08.13г. № 1008): техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристко-краеведческая, социально-педагогическая. Отсюда вместо эколого-биологической программа получила естественнонаучную направленность, как следствие -  нуждалась в серьезной корректировке. Несмотря на то, что в целом структура программы осталась прежней, были серьезно пересмотрены цели, задачи программы, учебно-тематический план, программа наполнена  другим, более глубоким  содержанием.

Пояснительная записка. Программа носит практико-ориентированный характер, является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приемами и техниками по изучению окружающей природы и использованию ее материалов для создания флористических композиций по правилам декоративно-прикладного искусства. Актуальность программы заключается в необходимости воспитания экологической культуры младших школьников. В процессе реализации программы дети учатся вести наблюдения в природе, расширяют знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, воспитывается ответственное отношение к окружающему миру и своему здоровью. Новизна программы заключается в ее четком структурировании по трем основным направлениям и, соответственно, обновленном содержании:

  1. Изучение многообразия растительного мира России и Вятского края, особенностей строения, условий обитания, значения в природе и жизни человека.

  2. Проведение фенологических наблюдений за сезонными  изменениями в природе.

  3. Создание флористических композиций из различных растительных материалов. Все это способствует развитию человека с творческими способностями, инициативного, самостоятельного, умеющего наблюдать, сопоставлять, анализировать.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие принципы обучения:

  • доступность – материал излагается понятным языком с опорой на имеющиеся знания детей;

  • наглядность – повышает внимание воспитанников; углубляет интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности. Наилучший результат дает комплексное использование всех видов наглядности – демонстрация трудовых приемов, операций, а также образцов готовых изделий;

  • систематичность  и последовательность– одна и та же тема по годам обучения изучается в более сложном изложении, изучение идет от простого к сложному;

  • преемственность – полученные знания по предыдущей теме используются в последующей;

  • научность – используется только достоверная информация, научная   терминология, обучающиеся участся пользоваться символическими обозначениями, правильно называть видовые названия растений и животных,  материалы, оборудование.

Весь образовательный процесс по программе предполагает трехгодичное обучение, от 144 до 216 часов в год, по мере обучения увеличивается еженедельная нагрузка.

Определили цель программы -  создание условий для творческой самореализации ребенка, воплощение его индивидуальности в процессе создания композиций из природного материала, воспитание экологически сообразного поведения в природе. Цель может быть достигнута при решении ряда задач. Это общие задачи, они прописаны и конкретизируются по годам обучения. Далее прописали  ожидаемые результаты обучения по программе. Обучающиеся:

  • познакомятся со свойствами и возможностями природного материала как материала для художественного творчества;

  • овладеют навыками заготовки и хранения  растительного материала;

  • приобретут знания по  основам  композиции, цветоведения;

  • научатся самостоятельно решать вопросы  выполнения флористической картины (выбор материалов, способов обработки его, умение планировать работу, оформление готовой композиции);

  • умеют сознательно применять правила поведения в природе и вести     наблюдения за сезонными изменениями в природе;

  • овладеют знаниями о многообразии растений родного края и их строении;

  • научатся применять теоретические знания при общении с живыми организмами и вести наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Шаг следующий - учебно-тематический план. Каждый год обучения по программе содержит повторяющиеся разделы. Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки материалов и составления  композиций.

Содержание программы. Программа предполагает приобретение навыков обучающимися по заготовке необходимого для занятий растительного материала, поэтому  сбор организован совместно с детьми во время экскурсий осенью и летом, в том числе, в каникулярный период в рамках лагеря с дневным пребыванием детей. При сборе цветов и листьев обращается внимание на их размер, цвет, форму. Дети знакомятся с основными способами заготовки растений – плоскостным и объемным.

Изготовление панно из листьев и семян. По программе 1 года обучения дети изготавливают миниатюры, а также панно из семян на основе пластилина. Далее (на 2,3 году обучения) используют семена деревьев, овощей и злаков для создания картин на основе клея ПВА, что является значительным усложнением. В начале освоения данного материала  дети выполняют предметную аппликацию, состоящую из крупных деталей, в дальнейшем рисунки содержат большое количество мелких деталей. Следующим усложнением является заполнение опилом всего фона; использование в одной картине других растительных материалов.

Аппликации из тополиного пуха. В начале обучения дети учатся чистить пух и равномерно укладывать его на бархатную бумагу, выполняя простые изображения. Усложнением является изготовление жгутиков и придание объема, выразительности персонажу.

Аппликации из соломки. Первые занятия по теме – выполнение работ с малым количеством деталей, простых по вырезанию. Усложнением является изображение предметов с большим количеством деталей, использование тонированной соломки, заполнение всего фона, сочетание в одной работе других частей растений, освоение техники инкрустации.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе предусмотрены программой осенью, зимой, весной. В программу включены этно-педагогические материалы (загадки, пословицы, народные приметы).  Результатом  наблюдений является ежемесячный фенологический календарь «Окно в природу». Разделом предусмотрены и проводятся занятия по здоровьесберегающей тематике (первая помощь при отравлении грибами, первая помощь при переломах конечностей, правильный режим питания и др.)

Продумали, прописали методическое обеспечение программы.  Методы обучения:

  • Словесный (беседа, рассказ, инструктаж – по ТБ, по правилам ДД, по поведению в природе)

  • Иллюстративный (объяснение  с демонстрацией наглядного материала – образцы работ, видео с выставок)

  • Репродуктивный (стараюсь не давать жесткую схему выполнения изделия) – предлагаются возможные варианты творчества на основе какой-то техники, чтобы у каждого получилось что-то свое. 

  • Эвристический (частично-поисковый) – с помощью наводящих вопросов обучающиеся делают самостоятельные умозаключения, далее - маленькие открытия.

  • Исследовательский – уже на первом году обучения дети самостоятельно ведут фенологичекие наблюдения, описывают их; обучающие 2-го и 3-го годов обучения заняты проектной деятельностью.   

Формы занятий:

  • Теоретическое занятие (в т.ч. вводное, итоговое)

  • Практическое занятие (все практические занятия соответствуют возможностям детей, воспитывают их уверенность в себе, создают ситуацию успеха)

  • Экскурсии в природу – имеют большую познавательную ценность, пробуждают наблюдательность, стремление понять и объяснить суть явлений

  • Фенологические наблюдения

  • Выставки различных уровней

  • Игры (как подвижные, так и интеллектуальные)

Определили способы отслеживания и контроля результатов. Прежде всего, это:

  • тесты,

  • контрольные опросы в ходе изучения каждой темы,

  • игры, насыщенные экологическим содержанием: игры с мячом – «Назови лекарственное растение», «Назови животных из Красной книги», »Подражание повадкам животных»,

  • интеллектуальные игры – аналоги известных телевизионных программ «Поле чудес», «Крестики – нолики», «Счастливый случай» различной тематики  -  «Овощи», «Лес». «Птицы», «Связь поведения животных с погодой»,

  • кроссворды, ребусы, анаграммы,

  • разработка и защита проектов,

  • выставки декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Последним разделом программы стал список литературы (1-для педагогов, 2 - для детей).

Итогом работы стала дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида естественнонаучной направленности для детей 8–12 лет.

Результаты обучения по общеобразовательной программе «Юный флорист» выражены их участием в различных творческих конкурсах. Дети, завершившие обучение по программе «Юный флорист», -более самостоятельны, инициативны, умеют систематизировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи; владеют культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; любят и уважают национальное искусство, свою Родину.

          Программа «Юный флорист» стала победителем муниципального этапа 12 областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ (2015г.)

         Является призером (диплом 3 степени) областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ в номинации «Естественнонаучная» (2015г.)

        Опыт «Проектирование дополнительной общеобразовательной программы» стал победителем (диплом 1 степени) межрегионального конкурса ППО (2017г.).

                  

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Управление образования г. Вятские Поляны
  • Управление ЮВОО
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

  • Copyright MyCorp © 2019
    Сайт создан в системе uCoz