МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [210]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагог дополнительного образования
Пономарёва Вера Васильевна
 
 
 
«Опыт проектирования

дополнительной общеобразовательной программы»

 

Малькова О.Л., заместитель директора по УМР,

педагог дополнительного образования

Пономарева В.В., педагог дополнительного образования

 

В условиях современных требований к системе дополнительного образования детей, повышения качества образовательного процесса возрастает значимость решения проблемы программного обеспечения. Считаем, что педагог дополнительного образования, стремящийся работать в новых условиях, с учетом новых подходов и технологий, запросов родителей, детей, не может работать по старым программам. Однако процесс проектирования образовательной программы зачастую вызывает у педагогов определенные сложности. Возникает ряд  вопросов, связанных с соответствием имеющихся программ современным требованиям, закрепленным целым рядом нормативных документов. Представленный  опыт безусловно актуален и может помочь педагогу-практику пересмотреть реализуемые им программы.

Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно. Наш алгоритм был таков.

Прежде всего, серьезно проработали нормативные документы. Конечно же, работу над программой начинали не «с нуля» - много лет успешно реализовывалась модифицированная дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности «Юный флорист»,  разработанная еще в 2003году.  Но следовало пересмотреть статус программы, т.к. на сегодня определен новый регламент дополнительных образовательных программ – они стали подразделяться на общеразвивающие и предпрофильные. Определили: общеобразовательная программа «Юный флорист» носит общеразвивающий характер. Следующий шаг – направленность программы. На сегодня определены лишь 6 направленностей  программ вместо бывших 11  (приказ МОиН РФ от 29.08.13г. № 1008): техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристко-краеведческая, социально-педагогическая. Отсюда вместо эколого-биологической программа получила естественнонаучную направленность, как следствие -  нуждалась в серьезной корректировке. Несмотря на то, что в целом структура программы осталась прежней, были серьезно пересмотрены цели, задачи программы, учебно-тематический план, программа наполнена  другим, более глубоким  содержанием.

Пояснительная записка. Программа носит практико-ориентированный характер, является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приемами и техниками по изучению окружающей природы и использованию ее материалов для создания флористических композиций по правилам декоративно-прикладного искусства. Актуальность программы заключается в необходимости воспитания экологической культуры младших школьников. В процессе реализации программы дети учатся вести наблюдения в природе, расширяют знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, воспитывается ответственное отношение к окружающему миру и своему здоровью. Новизна программы заключается в ее четком структурировании по трем основным направлениям и, соответственно, обновленном содержании:

  1. Изучение многообразия растительного мира России и Вятского края, особенностей строения, условий обитания, значения в природе и жизни человека.

  2. Проведение фенологических наблюдений за сезонными  изменениями в природе.

  3. Создание флористических композиций из различных растительных материалов. Все это способствует развитию человека с творческими способностями, инициативного, самостоятельного, умеющего наблюдать, сопоставлять, анализировать.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие принципы обучения:

  • доступность – материал излагается понятным языком с опорой на имеющиеся знания детей;

  • наглядность – повышает внимание воспитанников; углубляет интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности. Наилучший результат дает комплексное использование всех видов наглядности – демонстрация трудовых приемов, операций, а также образцов готовых изделий;

  • систематичность  и последовательность– одна и та же тема по годам обучения изучается в более сложном изложении, изучение идет от простого к сложному;

  • преемственность – полученные знания по предыдущей теме используются в последующей;

  • научность – используется только достоверная информация, научная   терминология, обучающиеся участся пользоваться символическими обозначениями, правильно называть видовые названия растений и животных,  материалы, оборудование.

Весь образовательный процесс по программе предполагает трехгодичное обучение, от 144 до 216 часов в год, по мере обучения увеличивается еженедельная нагрузка.

Определили цель программы -  создание условий для творческой самореализации ребенка, воплощение его индивидуальности в процессе создания композиций из природного материала, воспитание экологически сообразного поведения в природе. Цель может быть достигнута при решении ряда задач. Это общие задачи, они прописаны и конкретизируются по годам обучения. Далее прописали  ожидаемые результаты обучения по программе. Обучающиеся:

  • познакомятся со свойствами и возможностями природного материала как материала для художественного творчества;

  • овладеют навыками заготовки и хранения  растительного материала;

  • приобретут знания по  основам  композиции, цветоведения;

  • научатся самостоятельно решать вопросы  выполнения флористической картины (выбор материалов, способов обработки его, умение планировать работу, оформление готовой композиции);

  • умеют сознательно применять правила поведения в природе и вести     наблюдения за сезонными изменениями в природе;

  • овладеют знаниями о многообразии растений родного края и их строении;

  • научатся применять теоретические знания при общении с живыми организмами и вести наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Шаг следующий - учебно-тематический план. Каждый год обучения по программе содержит повторяющиеся разделы. Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки материалов и составления  композиций.

Содержание программы. Программа предполагает приобретение навыков обучающимися по заготовке необходимого для занятий растительного материала, поэтому  сбор организован совместно с детьми во время экскурсий осенью и летом, в том числе, в каникулярный период в рамках лагеря с дневным пребыванием детей. При сборе цветов и листьев обращается внимание на их размер, цвет, форму. Дети знакомятся с основными способами заготовки растений – плоскостным и объемным.

Изготовление панно из листьев и семян. По программе 1 года обучения дети изготавливают миниатюры, а также панно из семян на основе пластилина. Далее (на 2,3 году обучения) используют семена деревьев, овощей и злаков для создания картин на основе клея ПВА, что является значительным усложнением. В начале освоения данного материала  дети выполняют предметную аппликацию, состоящую из крупных деталей, в дальнейшем рисунки содержат большое количество мелких деталей. Следующим усложнением является заполнение опилом всего фона; использование в одной картине других растительных материалов.

Аппликации из тополиного пуха. В начале обучения дети учатся чистить пух и равномерно укладывать его на бархатную бумагу, выполняя простые изображения. Усложнением является изготовление жгутиков и придание объема, выразительности персонажу.

Аппликации из соломки. Первые занятия по теме – выполнение работ с малым количеством деталей, простых по вырезанию. Усложнением является изображение предметов с большим количеством деталей, использование тонированной соломки, заполнение всего фона, сочетание в одной работе других частей растений, освоение техники инкрустации.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе предусмотрены программой осенью, зимой, весной. В программу включены этно-педагогические материалы (загадки, пословицы, народные приметы).  Результатом  наблюдений является ежемесячный фенологический календарь «Окно в природу». Разделом предусмотрены и проводятся занятия по здоровьесберегающей тематике (первая помощь при отравлении грибами, первая помощь при переломах конечностей, правильный режим питания и др.)

Продумали, прописали методическое обеспечение программы.  Методы обучения:

  • Словесный (беседа, рассказ, инструктаж – по ТБ, по правилам ДД, по поведению в природе)

  • Иллюстративный (объяснение  с демонстрацией наглядного материала – образцы работ, видео с выставок)

  • Репродуктивный (стараюсь не давать жесткую схему выполнения изделия) – предлагаются возможные варианты творчества на основе какой-то техники, чтобы у каждого получилось что-то свое. 

  • Эвристический (частично-поисковый) – с помощью наводящих вопросов обучающиеся делают самостоятельные умозаключения, далее - маленькие открытия.

  • Исследовательский – уже на первом году обучения дети самостоятельно ведут фенологичекие наблюдения, описывают их; обучающие 2-го и 3-го годов обучения заняты проектной деятельностью.   

Формы занятий:

  • Теоретическое занятие (в т.ч. вводное, итоговое)

  • Практическое занятие (все практические занятия соответствуют возможностям детей, воспитывают их уверенность в себе, создают ситуацию успеха)

  • Экскурсии в природу – имеют большую познавательную ценность, пробуждают наблюдательность, стремление понять и объяснить суть явлений

  • Фенологические наблюдения

  • Выставки различных уровней

  • Игры (как подвижные, так и интеллектуальные)

Определили способы отслеживания и контроля результатов. Прежде всего, это:

  • тесты,

  • контрольные опросы в ходе изучения каждой темы,

  • игры, насыщенные экологическим содержанием: игры с мячом – «Назови лекарственное растение», «Назови животных из Красной книги», »Подражание повадкам животных»,

  • интеллектуальные игры – аналоги известных телевизионных программ «Поле чудес», «Крестики – нолики», «Счастливый случай» различной тематики  -  «Овощи», «Лес». «Птицы», «Связь поведения животных с погодой»,

  • кроссворды, ребусы, анаграммы,

  • разработка и защита проектов,

  • выставки декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Последним разделом программы стал список литературы (1-для педагогов, 2 - для детей).

Итогом работы стала дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида естественнонаучной направленности для детей 8–12 лет.

Результаты обучения по общеобразовательной программе «Юный флорист» выражены их участием в различных творческих конкурсах. Дети, завершившие обучение по программе «Юный флорист», -более самостоятельны, инициативны, умеют систематизировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи; владеют культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; любят и уважают национальное искусство, свою Родину.

          Программа «Юный флорист» стала победителем муниципального этапа 12 областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ (2015г.)

         Является призером (диплом 3 степени) областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ в номинации «Естественнонаучная» (2015г.)

        Опыт «Проектирование дополнительной общеобразовательной программы» стал победителем (диплом 1 степени) межрегионального конкурса ППО (2017г.).

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz