Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ |
|
Педагог дополнительного образования Пономарёва Вера Васильевна
«Опыт проектирования
дополнительной общеобразовательной программы»
Малькова О.Л., заместитель директора по УМР, педагог дополнительного образования Пономарева В.В., педагог дополнительного образования
В условиях современных требований к системе дополнительного образования детей, повышения качества образовательного процесса возрастает значимость решения проблемы программного обеспечения. Считаем, что педагог дополнительного образования, стремящийся работать в новых условиях, с учетом новых подходов и технологий, запросов родителей, детей, не может работать по старым программам. Однако процесс проектирования образовательной программы зачастую вызывает у педагогов определенные сложности. Возникает ряд вопросов, связанных с соответствием имеющихся программ современным требованиям, закрепленным целым рядом нормативных документов. Представленный опыт безусловно актуален и может помочь педагогу-практику пересмотреть реализуемые им программы. Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно. Наш алгоритм был таков. Прежде всего, серьезно проработали нормативные документы. Конечно же, работу над программой начинали не «с нуля» - много лет успешно реализовывалась модифицированная дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности «Юный флорист», разработанная еще в 2003году. Но следовало пересмотреть статус программы, т.к. на сегодня определен новый регламент дополнительных образовательных программ – они стали подразделяться на общеразвивающие и предпрофильные. Определили: общеобразовательная программа «Юный флорист» носит общеразвивающий характер. Следующий шаг – направленность программы. На сегодня определены лишь 6 направленностей программ вместо бывших 11 (приказ МОиН РФ от 29.08.13г. № 1008): техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристко-краеведческая, социально-педагогическая. Отсюда вместо эколого-биологической программа получила естественнонаучную направленность, как следствие - нуждалась в серьезной корректировке. Несмотря на то, что в целом структура программы осталась прежней, были серьезно пересмотрены цели, задачи программы, учебно-тематический план, программа наполнена другим, более глубоким содержанием. Пояснительная записка. Программа носит практико-ориентированный характер, является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приемами и техниками по изучению окружающей природы и использованию ее материалов для создания флористических композиций по правилам декоративно-прикладного искусства. Актуальность программы заключается в необходимости воспитания экологической культуры младших школьников. В процессе реализации программы дети учатся вести наблюдения в природе, расширяют знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, воспитывается ответственное отношение к окружающему миру и своему здоровью. Новизна программы заключается в ее четком структурировании по трем основным направлениям и, соответственно, обновленном содержании:
В основу всех форм учебных занятий заложены общие принципы обучения:
Весь образовательный процесс по программе предполагает трехгодичное обучение, от 144 до 216 часов в год, по мере обучения увеличивается еженедельная нагрузка. Определили цель программы - создание условий для творческой самореализации ребенка, воплощение его индивидуальности в процессе создания композиций из природного материала, воспитание экологически сообразного поведения в природе. Цель может быть достигнута при решении ряда задач. Это общие задачи, они прописаны и конкретизируются по годам обучения. Далее прописали ожидаемые результаты обучения по программе. Обучающиеся:
Шаг следующий - учебно-тематический план. Каждый год обучения по программе содержит повторяющиеся разделы. Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки материалов и составления композиций. Содержание программы. Программа предполагает приобретение навыков обучающимися по заготовке необходимого для занятий растительного материала, поэтому сбор организован совместно с детьми во время экскурсий осенью и летом, в том числе, в каникулярный период в рамках лагеря с дневным пребыванием детей. При сборе цветов и листьев обращается внимание на их размер, цвет, форму. Дети знакомятся с основными способами заготовки растений – плоскостным и объемным. Изготовление панно из листьев и семян. По программе 1 года обучения дети изготавливают миниатюры, а также панно из семян на основе пластилина. Далее (на 2,3 году обучения) используют семена деревьев, овощей и злаков для создания картин на основе клея ПВА, что является значительным усложнением. В начале освоения данного материала дети выполняют предметную аппликацию, состоящую из крупных деталей, в дальнейшем рисунки содержат большое количество мелких деталей. Следующим усложнением является заполнение опилом всего фона; использование в одной картине других растительных материалов. Аппликации из тополиного пуха. В начале обучения дети учатся чистить пух и равномерно укладывать его на бархатную бумагу, выполняя простые изображения. Усложнением является изготовление жгутиков и придание объема, выразительности персонажу. Аппликации из соломки. Первые занятия по теме – выполнение работ с малым количеством деталей, простых по вырезанию. Усложнением является изображение предметов с большим количеством деталей, использование тонированной соломки, заполнение всего фона, сочетание в одной работе других частей растений, освоение техники инкрустации. Наблюдение за сезонными изменениями в природе предусмотрены программой осенью, зимой, весной. В программу включены этно-педагогические материалы (загадки, пословицы, народные приметы). Результатом наблюдений является ежемесячный фенологический календарь «Окно в природу». Разделом предусмотрены и проводятся занятия по здоровьесберегающей тематике (первая помощь при отравлении грибами, первая помощь при переломах конечностей, правильный режим питания и др.) Продумали, прописали методическое обеспечение программы. Методы обучения:
Формы занятий:
Определили способы отслеживания и контроля результатов. Прежде всего, это:
Последним разделом программы стал список литературы (1-для педагогов, 2 - для детей). Итогом работы стала дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида естественнонаучной направленности для детей 8–12 лет. Результаты обучения по общеобразовательной программе «Юный флорист» выражены их участием в различных творческих конкурсах. Дети, завершившие обучение по программе «Юный флорист», -более самостоятельны, инициативны, умеют систематизировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи; владеют культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; любят и уважают национальное искусство, свою Родину. Программа «Юный флорист» стала победителем муниципального этапа 12 областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ (2015г.) Является призером (диплом 3 степени) областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ в номинации «Естественнонаучная» (2015г.) Опыт «Проектирование дополнительной общеобразовательной программы» стал победителем (диплом 1 степени) межрегионального конкурса ППО (2017г.). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сайт создан в системе uCoz |