МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Меню сайта
Категории раздела
новости ЦДОД [210]
последние новости ЦДОД
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
«Особенности обучения леворуких детей вязанию крючком»
 
 
Автор: Игумнова Светлана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории
 

Левшам всю жизнь приходит­ся приспосабливаться к миру, построенному правшами.

И на занятиях вязанием все инструк­ции, технологические рекомендации начинаются со слов: «Возьмите в правую руку... придер­живайте левой рукой...», т.е. все описания, как правило, даются слева направо. Также изготовлены многие инструменты. И во взрослой жизни «левши» сталкиваются с этой проблемой и в быту, и на производстве. Над этим стоит задуматься…

Чтобы выжить в этом мире, левшам приходится переучи­ваться еще со школьной скамьи. Но не так-то просто переделать природу. Самую сложную работу, которая требует многочасовых усилий и напряжения, переученные левши все равно выполняют левой рукой. Так поступают леворукие хирурги, часовщи­ки, художники, хотя пишут и едят они правой рукой.

Леворукость - преимуществен­ное пользование левой руки при выполнении различных действий.

Леворукость и праворукость обусловлены генетически. Леворукость - не болезнь и не патология, а просто индивидуальная особенность как рост или цвет глаз. Ее не надо «лечить»: у «переученных» левшей часто возникают неврозы и другие психические расстройства, повышается утомляемость, особенно у детей.

Леворукий ребенок сложнее осваивает технику написания букв и все известные виды рукоделия, а это может вызвать сложности в школе.

Эти трудности зачастую разрешаются естественным путем или при помощи подготовленного педагога. В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно большое внимание: составляются методики обучения письму левой рукой, налаживается производство специальных прописей, выпускается специальная литература для педагогов и родителей.

Однако практически совершенно ничего не делается для того, чтобы научить левшу пришить пуговицу или научить вязать. Зачастую левши не любят вязать крючком только потому, что обычный способ вязания им очень неудобен. Но можно вязать и левой рукой!

Я работаю в Центре дополнительного образования детей с 2005 года. По моим наблюдениям, ежегодно в моем детском объединении «Волшебный клубок» леворуких учениц бывает до 3 человек, по крайней мере одна ученица есть всегда. Первое время меня это вводило в заблуждение, так как нет методических рекомендаций по обучению таких учениц. В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании леворуких детей, но нет конкретных разработок, практических методик по трудовому обучению.

 Возникает необходимость индивидуального подхода к обучению «левшей». Поэтому я решила адаптировать методику вязания, существующую для «правшей», в специальную систему обучения «левшей», учитывая их различия между собой. Я использовала рекомендации В.Г.Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга.

Выяснив взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков (статья «К вопросу о недопустимости переучивания левшей» кандитата психологических наук, доцента Рамеевой А.Ф), я сама стала пробовать вязать левой рукой. Но так как я "правша”, мне очень трудно было переучиваться, т.е. практически пришлось учиться заново. После нескольких занятий мне удалось понять систему выполнения основных приемов техники вязания: воздушных петель, столбиков без накида, столбиков с накидом левой рукой.

В ходе занятий рукоделием, учитывая индивидуальные особенности леворуких учениц, а именно их способность восприятия знаков, символов, я помогаю проявлять творческие способности, умение находить различные пути решения поставленных задач, умение пользоваться инструментами и материалами, эффективно использовать необходимую информацию.

Для решения проблемы леворуких детей на занятиях в объединении я использую следующие приемы:

  • Знакомясь с детьми на вводных заняти­ях, выясняю, кто левша. Предлагаю им тест «Правополушарник или левополушарник?». В тесте использованы четыре признака, которые яв­ляются врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни. Научно доказано, что у левши доминиру­ет правое полушарие, а у правши - левое. Таким образом, можно определить правшу и левшу.

  • · При объяснении нового материала стараюсь избегать фраз: «Взяли в правую руку... придерживайте левой рукой...». Вместо этого говорю: «Взяли крючок в ту руку, которой удобнее, придерживаем вто­рой...».

  • · Рассаживая де­тей за столы, учитываю, что левша дол­жен сидеть слева и не упираться локтем работающей руки в соседа (так происходит, если левша сидит за столом справа).

  • · Обращаю внимание на осанку.

  • · Не требую выполнения тех или иных действий правой рукой только потому, что это записано в методической лите­ратуре, если ребенку удобно работать левой. Стараюсь адаптировать эти рекомендации для «левшей».

  • · Работаю с родителями леворуких детей. Многие из них до сих пор считают, что леворукость ребенка – это серьезное отклонение, и с этим явлением необходимо бороться.

  • · Разработала методические рекомендации «Советы по обучению леворуких учениц». Они, прежде всего, предназначены для детей и достаточно просты:

1) если вас учит вязать правша, садитесь всегда напротив, а не рядом;
2) используйте зеркальное отображение схем для вязания или читайте схему для вязания слева направо;

3) не переживайте, если ваши петли выглядят не так, как нарисовано в книге. Петли, связанные левой рукой, действительно отличаются, но это не значит, что они неправильные.

Перечисленные мною методические приемы позволяют детям-левшам гораздо легче адаптироваться в мире правшей; выполнять творческие работы, полностью использовать свой потенциал и свои возможности, чувствовать себя уверенно в любом жизненном пространстве и быть равными среди равных.

Результатом представленного опыта считаю:

  • · Освоение леворукими детьми образовательной программы в полном объеме наравне с другими воспитанницами: умение пользоваться инструментами, умение самостоятельно читать схемы, освоение основных приемов вязания крючком и спицами.

  • · Стабильное посещение объединения леворукими воспитанницами: второй год с большим интересом занимается Смирнова Аня.

  • · Возможность презентовать членам коллектива, общественности свои достижения, участвуя в выставках и выставках-конкурсах. Например, обучающаяся 1 года Галиахметова Ляйсан стала победителем выставки-конкурса ЦДОД «Дары осени» (2011 г.).

Таким образом, представленный мною опыт «Особенности обучения леворуких детей вязанию крючком» является результатом моих многолетних наблюдений и исследований по обучению левшей. Он может быть интересен педагогам дополнительного образования, учителям технологии общеобразовательных школ.

Уверена, только от нас зависит, как будет чувство­вать себя на наших занятиях «не такой, как все» ребенок. И, уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уве­ренного в своих силах человека, который испытал ус­пех на занятиях. А это не так уж и мало.

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz