Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МКУ ДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ |
|
Клуб выходного дня «Рукодельная семья» как эффективная форма взаимодействия УДОД с родителями Первая и основная школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – абстракция. В условиях семьи складывается нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. И это объяснимо: современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, большой занятости, а порой – и недостаточной компетентности в вопросах воспитания. Поэтому работу с семьей мы определили в качестве приоритетной.
Во-первых, изучение психолого-педагогических особенностей ребенка педагогом и педагогом-психологом. На сегодня коллективом разработана система диагностик, направленных не только на изучение результатов обученности воспитанников по всем реализуемым в учреждении программам, но и развитие их личностных качеств. Во-вторых, - безусловно, демонстрация родителям положительного образа ребенка, его достижений. Это, прежде всего, диалог с родителями, выставки детских работ, всевозможные конкурсы, традиционные дела Центра (Мастерская Деда Мороза, Дни именинника, Масленица, Дни открытых дверей), каникулярный отдых, походы и т.д., благодаря чему между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. В-третьих, поиск новых эффективных форм взаимодействия с семьей. Считаю, для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье, школе, учреждении дополнительного образования детей. А они, в свою очередь, будут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Так появился проект: «Клуб выходного дня «Рукодельная семья». Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
Перед разработкой проекта была организована большая подготовительная работа. Прежде всего, выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
Участниками проекта стали: педагоги ЦДОД, воспитанники и их родители. Условия реализации проекта просты: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба. Направления деятельности Клуба определяю следующим образом: 1. Просветительское (предоставление как можно более полной информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей). 2. Практико-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей детей, и родителей, полноценном эмоциональном общении). В соответствии с основными педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) появилась гипотеза проекта: Если правильно организовать взаимодействие семьи и Центра, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта: Усиление роли сотворчества детей и взрослых (педагогов, родителей) в воспитании личности ребенка. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Наш проект реализуется в три этапа. В подготовительный этап (май-сентябрь 2011 г.) провели следующую работу: - провели мини-педсовет; - организовали работу творческой группы педагогов; - разработали Положения о клубе; - провели опрос-диагностику родителей на предмет социального заказа; - составили перспективный план мероприятий, организовали подготовка к проведению мероприятий; -обсудили общие вопросы, связанные с организацией работы семейного клуба; - и даже разработали и утвердили форму Пригласительных билетов на заседания Клуба для родителей.
В ходе основного этапа реализации проекта (с октября 2011 по апрель 2012 г.) были организованы и проведены различные мероприятия с привлечением родителей.
Просветительские мероприятия:
Второе направление деятельности «Клуба «Рукодельная семья»» - практико-действенные мероприятия: - мастер-классы для воспитанников и их родителей; - чаепития; - совместные праздники (Новый год, День матери, 8 Марта, День Святого Валентина), - совместные посещения тематических выставок воспитанников ЦДОД, -организация выставки «Семейная кладовая», -совместной проектно-исследовательская деятельность (к-с «Кормушка для птиц» – в прошлом году проект занял 1 место на межрегиональной выставке «Вятские мастера») - конкурсы творческих работ (например, городской к-с «Подарок на главную Ёлку города») -оформление «Семейного альбома» - так мы назвали своеобразную «летопись» этого проекта.
Вот несколько строк из «СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА»: «Мы пришли делать сердечки…» эти строки написаны группой детей и родителей под впечатлением от гостевой встречи под названием «Дела сердечные» А вот еще! Это стихотворение написано специально ко Дню Матери воспитанницей 3-го года обучения Ариной: «Нет лучше моей мамочки…» Предлагаю вместе перелистнуть страницы работы нашего Клуба выходного дня: Страница Первая. Начало основного этапа реализации проекта (октябрь). Назвали мы его «Родом из детства». Наверное, это было самое сильное по эмоциональному состоянию событие. Был внутренний подъем, предвкушение нового и важного. Организовали работу ТГ педагогов. Мы разработали и провели анкетирование среди родителей. Организовали первую встречу в клубе с народными играми, песнями, хороводами. И, конечно, мастер-класс по изготовлению близкой и детям, и родителям мягкой игрушки! Результат – первые отзывы: например, семьи Чукаевых. (3)
Следующее заседание клуба было посвящено замечательному, важному Дню – Дню Матери. Это, прежде всего, подарки мамам, сделанные руками воспитанников совместно с нашими педагогами. Чаепитие. Мастер-класс для родителей и детей. Страница следующая: Огромная работа по организации выставки «Семейная кладовая», в которой приняли участие 48 семей наших воспитанников! Причем, их мамы, папы, сестры, братья, тети, бабушки, дедушки и даже… прабабушки! Было организовано традиционное чаепитие. Состоялось награждение участников выставки Благодарственными письмами и ценными подаркам. И 4 мастер-класса с потрясающими идеями для создания семейной теплой атмосферы к Новому году.
Гостевая встреча «Дела сердечные» - Стихи и песни про любовь в исполнении родителей, -Воспоминания о молодости, - мастер-классы по изготовлению сувенира «сердечко» из флиса, брелок для ключей, поздравительная открытка и магнитик на холодильник в форме сердечка! Страница следующая – персональная выставка выпускников «Признание педагогу». Для организации выставки были привлечены не только бывшие воспитанники, но и их родители. Многие из них присутствовали на открытии выставки, принимали непосредственное участие в подготовке, оформлении, открытии выставки. Вот несколько отзывов: «Талант в человеке заложен только на 10 %, а 90 % - работа педагога. За вами успехи, нелегкий труд, благодарность всех мам и пап, чьи дети только начинают учить школьные азы и азы мастерства в творчестве». «Дорогие педагоги! Спасибо вам за кропотливые работы, за ваши достижения, мастерство!» «Спасибо педагогам за желание передать свои знания молодому поколению!» Последний этап реализации данного проекта – заключительный (май 2012 г.). Страница последняя – «Весеннее настроение» - Мы организовали совместный выход на природу с костром, конкурсами, эстафетами - Подвели итоги работы Клуба. -Определили перспективы дальнейшего существования проекта.
Итак, организация взаимодействия нашего Центра и семей воспитанников представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, способствует укреплению связи между учреждением УДОд и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что способствует раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Основные выводы по реализации проекта, результативность проекта:
Работа Клуба «Рукодельная семья» способствует:
Безусловно, все это способствует воспитанию личности ребенка, положительно влияет на повышение качества образовательных услуг МКОУ ДОД ЦДОД.
На основании этих выводов на общем родительском собрании ЦДОД в мае 2012 года принято решение о продолжении работы педагогического коллектива по реализации проекта Клуба «Рукодельная семья»». Проект продолжает своё существование и развивается по сей день. КЛУБ ВЫХОДНОГО ДНЯ "РУКОДЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ"
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сайт создан в системе uCoz |